Andrei A. (filin) wrote,
Andrei A.
filin

  • Mood:

художественное

Симпатишная статья. Пропустил в свое время:
http://magazines.russ.ru/znamia/1999/6/hmelnic.html

Первый тип художников-авангардистов составляли любители — ушедшие во внутреннюю эмиграцию интеллигенты. Они удовлетворяли сразу две страсти — нелюбовь к советской власти и любовь к искусству.
.....
Как живописец Дали намного слабее всех своих менее знаменитых коллег по стилю. Он блестяще подготовлен технически, но его предел в живописи — натурализм лактионовского толка. Дали вполне приличный график и скульптор, но не самостоятельный. В пластике ему далеко до Джакометти и Макса Эрнста. Дали шутник, выдумщик, остроумец, возможно, и гениальный, но это область, далекая от той, в которой он формально прославился, — живописи и скульптуры. Он превратил свой дом-ателье в Фигейросе в балаган, шкатулку с сюрпризами. Ходить по дому безумно интересно, там можно найти все что угодно, кроме хорошей живописи. Трудно представить себе, что такие развлечения могли занимать Пикассо или Шагала. Они были просто людьми другой профессии.
Дали придумал гениальный способ перепрыгнуть через собственную бездарность — морочить голову всем желающим. Но и оставил себе путь для отступления. В его вещах чувствуется ирония — над собой и над публикой. Советский авангард пошел по пути Дали, восприняв его опыт как творческий метод, но не переняв его вкус и не поняв юмор, то есть — со всей серьезностью.
.....
Доброжелательный анализ концептуализма всегда и исключительно связан с ответом на вопрос: что хотел сказать художник своим произведением? В “старом искусствоведении” этот вопрос всегда был признаком вульгарного, школьного, дидактического подхода к искусству. Ценность пластических искусств не связана с ответом на этот вопрос, даже если художник и вправду хотел сказать что-то умное.
.....
Расхожее представление о том, что новый авангард генеалогически связан со старым, 20-х годов, ошибочно. Соцарт и концептуализм такой связи не обнаруживают. Революционное искусство 20-х годов — явление в первую очередь эстетическое. Неоавангард — наоборот — движение социального протеста в художественной оболочке. Первые занимались пластикой, считая себя социальными революционерами. Вторые занимаются социальными декларациями и называют это искусством.
.....
Уровень произведений искусства определяется не нравственностью содержания, а силой чувств. Какая бы идеологическая гадость ни будила в художнике творческий импульс, если художник сильные чувства действительно испытывает и адекватно пластически выражает — искусство правдиво. Остальное — вопрос способностей и умения. Творческие способности в первую очередь состоят из умения испытывать сильные чувства.
.....
Можно поверить и в абсурдное искусство. В конце концов, бывает же живопись шимпанзе. Но, как минимум, шимпанзе должен быть настоящим!

(с) Д.Хмельницкий (1999)
Subscribe

  • терминологическое

    А то, что нынче принято называть "[психологической] травмой", в старые времена называлось "испытанием"? Ну-ну :-)

  • дурацкое

    Знаменитое "«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер" отлично ложится на вступительный проигрыш к "Прощанию славянки." :-)

  • инженерное

    А вот интересно - проектируют где-нибудь при Петре I голландские инженеры каналы в каком-нибудь Вышнем Волочке. По идее для проектирования канала…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment