Итак: Франция, винодельческий город, где Гранде-старший - богатейший житель, миллионер-селфмэйдмен "из простых" и при этом редкий скряга, старательно выдерживающий образ жизни небогатого крестьянина (например, в его доме в будние дни сахар не употребляют). У него в Париже брат, независимо тоже ставший миллионером калибром поменьше, они много лет не общались.
В некий момент из Парижа приезжает вертопрах-племянник и передает запечатанное письмо от отца, из которого Гранде узнает, что его брат - банкрот, причем не по своей вине (разорился контрагент и случилась цепная реакция). Брат (в тайне от сына) объявляет, что все кончено, он намерен застрелиться и поручает сына заботам Гранде - и действительно стреляется, как сообщают утренние газеты.
В комментариях действующих лиц объясняется, что банкротство - это вечный позор, худшее, что может с человеком случиться, а племянник мало что разорен, что переносимо - так еще и обесчещен банкротством отца, что несопоставимо хуже. При этом отец в своем банкротстве непосредственно не виноват и в недобросовестности его даже газеты не обвиняют!
Действия Гранде:
1. Племянник на него произвел крайне плохое впечатление, поэтому он нехотя выдает ему небольшую сумму, отправляет искать счастья в колонии и тут же о нем забывает.
2. Зато он развивает бешеную активность с целью спасти доброе имя покойного брата - выкупает векселя, заключает соглашения с кредиторами и вообще тратит большие деньги с единственной целью - избежать обесчещивающей процедуры банкротства.
То есть доброе имя семьи (причем семья-то нуворишская, не аристократы какие!) оказывается бесконечно более важным, чем судьба конкретного младшего потомка этой самой семьи, единственного наследника имени (у самого Гранде - дочь) и предполагаемого продолжателя рода.
Вот и пойми тут что. А вы говорите - самураи, бусидо...