И при этом начисто забывают, что в следующей главе этот самый Гейгер оказывается компетентным и ответственным правителем, успешно приведшим Город к "обществу потребления" и особых зверств сверх необходимого не учиняющим. Беседа его с героем демонстрирует интеллект и добросовестность заметно выше среднего.
Мораль: все сложно.
Андрей сердито пожал плечами.
-- Ты мои докладные вообще читаешь? -- спросил он у Гейгера.
-- Читаю, -- сказал Гейгер. -- Там у тебя говорится, что при удалении на север солнце будет склоняться к горизонту. Очевидно, что где-то далеко на севере оно сядет на горизонт и вообще скроется из виду. Так вот я тебя и спрашиваю: как далеко до этого места, -- ты можешь сказать?
-- Не читаешь ты моих докладных, -- сказал Андрей. -- Если бы ты их читал, ты бы понял, что я всю эту экспедицию затеваю именно для того, чтобы выяснить, где это самое начало мира.
-- Это я понял, -- терпеливо сказал Гейгер. -- Я тебя спрашиваю: приближенно. Хотя бы приближенно можешь ты мне назвать это расстояние? Сколько это -- тысяча километров? Сто тысяч? Миллион?.. Мы устанавливаем цель экспедиции, понимаешь? Если эта цель на расстоянии миллион километров, то это уже и не цель. А если...
-- Ясно, ясно, -- сказал Андрей. -- Так бы и говорил. Значит, так... Тут вся трудность в том, что мы не знаем ни кривизны мира, ни расстояния до солнца. Если бы у нас было много наблюдений вдоль всей линии Города -- понимаешь? -- не нынешнего Города, а от начала до конца, -- тогда мы могли бы определить эти величины. Большая дуга нужна, понимаешь? По крайней мере -- несколько сотен километров. А у нас весь материал на дуге в пятьдесят километров. Поэтому и точность ничтожная.
-- Дай мне самый минимум и самый максимум, -- сказал Гейгер.
-- Максимум -- бесконечность, -- сказал Андрей. -- Это если мир плоский. А минимум -- порядка тысячи километров.
-- Дармоеды вы, -- сказал Гейгер с отвращением. -- Сколько я в вас денег всадил, а толку от вас...