В детских книжках часто рисуют такую схему атомной бомбы: два урановых полушария каждое массой в половину критической, потом их соединяют вместе в целый шарик - возникает критическая масса, начинается саморазгоняющаяся цепная реакция, происходит атомный взрыв.
Так вот, это неправда :-) Если действительно попытаться взять два таких урановых полушария и сложить их вместе - да, возникнет критическая масса, да, начнет разгоняться цепная реакция... и полушария тут же раскалятся добела, расплавятся и брызгами разлетятся по комнате. "Настоящего" многокилотонного взрыва не будет - будет всего лишь слабенький "атомный пшик". Чтобы случился полноценный атомный взрыв - необходимо с огромной силой, но очень аккуратно удерживать эти полушария сжатыми вместе, не давая им разлетаться. В бомбе это делается с помощью тщательно отрегулированной обычной (на самом деле, конечно, далеко не обычной) химической взрывчатки, а в реакторе, естественно, ничего подобного нету за ненадобностью.
Аналогичный "атомный пшик" и случился в Чернобыле: по идиотизму эксплуатационников произошел неконтролируемый разгон цепной реакции, выделяющаяся тепловая мощность быстро выросла раз в пять больше рабочей, это тепло испарило в трубах охлаждающую воду, превратив ее в раскаленный пар под огромным давлением, который этим давлением разорвал трубы, разнес реактор и сорвал с него тяжелую бетонную крышку. А частично эта вода еще и прореагировала с раскаленным металлом, выделив водород, который дополнительно взорвался уже химически.
То есть источником той энергии, которая разнесла реактор, была именно разогнавшаяся цепная реакция. Поэтому строго формально правильный ответ - "да, это был именно атомный взрыв, но очень слабый." Всего-то примерно на десять тонн тротила, совсем мало по сравнению с многими тысячами тонн, которые дают "настоящие" атомные бомбы - но как раз достаточно, чтобы разрушить реактор. Причем больше и не могло быть, в Чернобыле произошла практически наихудшая изо всех возможных аварий.
В Фукусиме же заведомо невозможен атомный взрыв ни сильный (никогда), ни слабый (с момента, когда реакторы были аварийно остановлены при землетрясении). Все, что там возможно и действительно происходило - это неприятности со все еще очень горячим и очень радиоактивным содержимым реактора: плавление пеналов с топливом и самого топлива, взрывы выделяющегося водорода, выбросы радиоактивного пара и стоки радиоактивной воды, пожары и т.п. Поскольку цепной реакции при этом не происходит, ничего из этого называть атомным взрывом нельзя ни в каком смысле.
Где-то так.