Насколько понимаю, основные претензии - к тому, что в центры Ройзмана предполагаемых наркоманов вопреки их желанию "сдают" родные, чаще всего, конечно, родители, и их там принудительно удерживают некоторое время. Что объявляется неприемлемым.
Интуитивно кажется, что без очень серьезного повода родители так не поступят. Если любимый сын твердо стоит на ногах, социализирован, имеет нормальную работу и приличный заработок, и при этом время от времени балуется разной химией ради стимуляции, ясности мыслей либо там "расширения сознания" - родители должны быть совсем уж неадекватными, чтобы с этим бороться сильнодействующими средствами. Ну да, бывает "родители алкоголики, сын программист" - но что ж они, совсем идиоты, отказываться от его помощи и его денег?
А вот если любимый сын очевидно на глазах деградирует, все хуже выглядит, нигде не работает, ворует вещи из дома, не воспринимает никакие слова и т.д. и т.п. - вот тут именно нормальные родители, намучавшись, решат в конце концов, что надо что-то делать. Вариантов у них, насколько понимаю, три: сдать в психиатричку, сдать в милицию и сдать Ройзману. ("Выгнать из дома", очевидно, не решение.) Почему-то они, насколько можно понять, предпочитают сдать Ройзману - может быть, у них есть на то причины?
Upd. Видимо, есть еще вариант "сдать в платную клинику", но тут я совсем некомпетентен. Ну и в любом случае это не всем доступно.
Как должна бы выглядеть идеальная процедура? Насколько мне кажется, примерно так: измученные родители обращаются в идеальную полицию; после собеседования с сыном идеальный полицейский, убедившись, что дело плохо, отправляется в идеальный суд за ордером на принудительную идеальную медэкспертизу; идеальная экспертиза решает, что наблюдаемая степень зависимости исключает дееспособность; на этом основании идеальный суд назначает временных опекунов (скорее всего родителей, которые как-никак естественные опекуны своих детей) и, с их согласия - принудительное лечение, цель которого - возврат дееспособности и не более того. Если после возвращения гражданских прав сын в здравом уме и трезвой памяти официально заявит, что желает вернуться к прежнему образу жизни, понимает и принимает все риски, отказывается от помощи родителей и требует, чтобы больше его не пытались лечить - да будет так. Если же он, наоборот, объявит о намерении лечиться - для этого, естественно, должны быть все условия.
Что-то кажется, что "схема Ройзмана" - как ее нам излагают - не так уж и бесконечно далека от этой идеальной?