Замечательный vadimlevin - да-да, это тот самый как-бы-детский поэт - в ЖЖ занят в основном проблемой обучения русских детей, живущих за границей, русскому языку.
А я, глядя в его ЖЖурнал, в основном выковыривал очередные чудесные стихи, поскольку никак не мог понять, о чем же идет разговор.
Наконец понял, чего не понимал. Дело в том, что это две совершенно разные проблемы. Первая - сохранить/научить русскому разговорному. Дурацкое дело нехитрое, любой разговорный язык - это всегда две-три тысячи слов плюс элементарная грамматика. Любой ребенок в соответствующеязычной среде выучит за год без больших усилий. Было бы желание либо необходимость. Тут не о чем говорить.
И вторая - владение русским литературным. Это сложное эзотерическое искусство, которому учатся много лет. Писать "чистые" тексты даже очень способный человек (например, лицеист Пушкин :-) научается годам к четырнадцати - то есть при наличии разом способностей, желания и возможностей на это все равно уходит минимум лет десять.
И поэтому в любом народе хорошо владеющих местным литературным языком примерно столько же, сколько, скажем, умеющих играть на рояле. То есть не очень много. И такое владение, естественно, рассматривается как ценное умение, априори заслуживающее уважения, которое необходимо передать по наследству.
Но в чужой стране столь же естественно ценность этого умения невелика. В результате родитель-учитель со своим литературным русским оказывается в положении человека, желающего обучить сына играть на рояле в стране, где всех роялей - пара штук, местные жители этого инструмента не уважают, да и в самой семье рояля нет, а есть только плохое фортепиано.
Сложная задача. И потому достойная.
А я, глядя в его ЖЖурнал, в основном выковыривал очередные чудесные стихи, поскольку никак не мог понять, о чем же идет разговор.
Наконец понял, чего не понимал. Дело в том, что это две совершенно разные проблемы. Первая - сохранить/научить русскому разговорному. Дурацкое дело нехитрое, любой разговорный язык - это всегда две-три тысячи слов плюс элементарная грамматика. Любой ребенок в соответствующеязычной среде выучит за год без больших усилий. Было бы желание либо необходимость. Тут не о чем говорить.
И вторая - владение русским литературным. Это сложное эзотерическое искусство, которому учатся много лет. Писать "чистые" тексты даже очень способный человек (например, лицеист Пушкин :-) научается годам к четырнадцати - то есть при наличии разом способностей, желания и возможностей на это все равно уходит минимум лет десять.
И поэтому в любом народе хорошо владеющих местным литературным языком примерно столько же, сколько, скажем, умеющих играть на рояле. То есть не очень много. И такое владение, естественно, рассматривается как ценное умение, априори заслуживающее уважения, которое необходимо передать по наследству.
Но в чужой стране столь же естественно ценность этого умения невелика. В результате родитель-учитель со своим литературным русским оказывается в положении человека, желающего обучить сына играть на рояле в стране, где всех роялей - пара штук, местные жители этого инструмента не уважают, да и в самой семье рояля нет, а есть только плохое фортепиано.
Сложная задача. И потому достойная.