Disclaimer: обсуждаемая система взглядов не обязательно отражает собственную позицию автора.
По событиям типа украинских каждый раз наблюдаем две полярных реакции, условно "типа Шкловского" - "я влился в веселый ералаш восставшего народа" и "типа Шульгина" - "стиснув зубы, я чувствовал в себе одно тоскующее, бессильное и потому ещё более злобное бешенство… Пулемётов!" Причем они воспроизводятся независимо от того, что, собственно, происходит.
С первой реакцией вроде все ясно :-) Надо бы разобраться со второй - которая, очевидно, не менее искренна и выстрадана.
"Никакое правительство не может быть отвратительнее своего народа" (не совсем деМестр)
Система взглядов, насколько понимаю, примерно такая: худшее и опаснейшее из того, что может случиться в обществе - это объединение отдельных людей в social body под условным названием "народ." Люди по отдельности как раз скорее хороши, но составленный из них "народ" - гнусная, могущественная и очень опасная гадина, много хуже наихудших из людей. Много людей, объединенных единой идеей и единым порывом - самое страшное из социальных явлений, независимо от того, какая именно это идея и к чему именно порыв.
Одна из основных задач любого правительства - избежать возникновения из граждан "народа." "Народ" возникает только при грубых ошибках правительства, но даже очень плохое правительство бесконечно лучше того "народа", который образуется из-за его некомпетентности.
Возникновение "народа" - катастрофа такого же уровня, как землетрясение или чума, и требует столь же энергичного противодействия, в котором все средства хороши. И наемные бандиты, и карательные части - лучше "народа" по определению. Главная и единственная цель противодействия - распад "народа" обратно на отдельных людей (к которым никаких претензий нет); хорошо бы, конечно, обойтись при этом без жертв, но любые жертвы приемлемы, потому что опасность слишком велика.
Где-то так.
PS.
- Что же, и с бандитами не бороться?
- Почему? Бороться, но ни в коем случае не ценой образования из себя "народа".
- А как тогда?
- Как обычно: наймите профессионалов, князя Пожарского или там Юла Бриннера.
PPS.
- А что с Болотной площадью и иже?
- А Болотная и иже как раз тем и замечательны, что участвующие в них десятки тысяч совершенно не образуют из себя "народа": там каждый сам по себе. Это, конечно, слабость, но уж лучше такая слабость, чем...
(Disclaimer: обсуждаемая система взглядов не обязательно отражает собственную позицию автора.)
PPPS. Кобрин примерно о том же с другой точки зрения: http://www.colta.ru/articles/society/2157