Andrei A. (filin) wrote,
Andrei A.
filin

  • Mood:

университетское

Длинная внятная лекция об университете вообще и советском и постсоветском университете в особенности. Имхо, нетривиально.
http://polit.ru/article/2014/03/29/university/

Власть чиновников ограничивает то, что они всегда существуют за пределами культурного барьера. Каждый отдельный чиновник ничего не понимают в большинстве наук (многие ничего не понимают ни в одной науке), и знают об этом, и знают, что другие знают. Никакое их персональное суждении на тему качества исследований или методов подачи материала не будет легитимным. Между тем, за чиновниками следят другие люди, поэтому чиновник вынужден постоянно доказывать легитимность своих действий. Он не может просто прийти и сказать: «Я понял, что этот физик - никакой не физик, а жулик, и поэтому закрыл его лабораторию». Ему нужно придумывать сложные механизмы, которые позволят принимать, а затем оправдать свое решение с опорой на какие-то легитимные процедуры. Скажем, можно объяснить, что этот физик является проходимцем, или, во всяком случае, не заслуживает лаборатории, потому что у него маленький индекс Хирша.
[...]
Если от студентов поступает много денег, и они ориентированы непрофессионально, то университет приобретает специфический, хорошо узнаваемый флер. Охотнее всего там учат аристократическим, необременительным и экзотическим предметам, которые точно не пригодятся. Классическое либеральное образование – это мертвые языки, они точно не нужны в жизни. Если вы выучили мертвые языки, а потом их забыли, вы определенно джентльмен. Иногда в этом качестве используются социальные науки, но большинству из них (кроме антропологии) не хватает романтического флера и они все-таки отдают чем-то практическим; кстати, всплеск спроса на гуманитарные дисциплины в последние годы в российских столицах может означать, что «классовая» мотивация, наконец, обрела законченные формы.
[...]
Олимпиады вообще показали себя очень хорошо: с их помощью можно получить десять самых лучших школьников в стране, а также еще сто школьников, которые не выиграли олимпиаду, но поступят в этот университет, потому что хотят учиться с первыми десятью.
[...]
Московский университет организован в 1755 году высочайшим указом, в котором приведены следующие причины для его создания: «наука везде нужна и полезна, и … способом той просвещенные народы превознесены и прославлены над живущими во тьме неведения людьми» - основной аргумент здесь состоит в том, что у всех «просвещенных народов» университет уже есть, а значит, и в России его не может не быть. Там дальше еще длинный текст, в котором, впрочем, конкретен только один фрагмент – про то, что в Москву понаехало частных учителей, и некоторые из них – бывшие кучера, а другие – еще хуже, вольнодумцы, и университет должен их заместить проверенными и подконтрольными профессорами.
[...]
В университете значительно больше всего ценится способность поставить учебный процесс так, чтобы студенты бесперебойно приходили, сдавали экзамены и уходили, получив дипломы. Поскольку этот процесс организуют факультетские коллективы на местах, они в значительной мере пользовались неприкосновенностью – ректорат не лез в кадровую политику, содержание образовательного процесса и, после того, как центральный бюджет получал свои отчисления – во многом даже в финансовые дела факультета. В свою очередь, деканы не лезли в вотчину ректора, такую, как вопросы общеуниверситетской собственности. Именно поэтому типичный постсоветский ректор Садовничий дрогнул перед перспективой смещения декана соцфака Добренькова, или ректор СПбГУ Вербицкая в 90х всеми правдами и неправдами пыталась избежать необходимости смещать декана истфака Фроянова. Характерным образом, наследник Вербицкой Кропачев сместил уже нескольких деканов – но только после того, как выборы ректора в вузах федерального значения были упразднены.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments