(Стоицизм и душевное здоровье, 1928)
Патриотизм хорош для покоренных наций.
Как неустанно твердят нам современные психологи, вера редко определяется рациональными соображениями. Однако то же справедливо и для неверия, на что атеисты не всегда обращают внимание.
Воздействие массового производства и начального образования таково, что глупость ныне занимает более прочное положение, чем в любое другое время, начиная с истоков цивилизации.
(1929)
Нет такой страны, где люди терпимо воспринимают правду о самих себе; в обычные времена правда рассматривается лишь как невоспитанность, но в военное время она считается преступной.
Фрейдисты приучили нас к "рационализации", то есть к изобретению якобы рациональных оснований для мнений или решений, принятых иррационально. Но существует, особенно в англоязычных странах, и обратный механизм: проницательный человек более-менее подсознательно анализирует ситуацию с эгоистической точки зрения. Придя бессознательно к здравому эгоистическому решению, этот человек уже сознательно выдумывает (или заимствует) набор правдоподобных фраз, объясняющих, как он способствует общественному благу ценой безмерной личной жертвы. Постороннему наблюдателю эти фразы не покажутся убедительными, и он ошибочно решит, что наш герой плохо разбирается в сути дела. [...]
Именно эта черта характера делает англичан и американцев такими удачливыми.
(О ценности скептицизма, 1941)
Бертран Рассел