Идея была простая: пользуясь полным превосходством британского флота, прорваться в Мраморное море, угрожать Константинополю и вывести Турцию из войны.
Все бы хорошо, только прорываться предстояло по длинному узкому проливу между длинным узким гористым полуостровом Галлиполи и азиатским материком. Длина - километров 70, ширина - километра 2-4; все это, естественно, плотно перекрыто минными полями и пристреляно артиллерией с обоих берегов. Обороной командуют, понятно, немцы.
Карта: https://maps.yandex.ru/-/CVgYfDpG
В марте 1915 англичане таки сунулись туда со всей дури, сразу же потеряли несколько кораблей на минах и от огня, и больно побитые отошли. После чего выдвинули новую идею - высадить на полуостров десант, очистить его от противника, а уже потом прорываться флотом, владея на этот раз левым берегом пролива.
Сказано - сделано. Быстро собрали стотысячный десантный корпус, 25 апреля с огромными потерями героически высадили его в нескольких местах на юге полуострова - и, как и положено, уперлись в позиционный тупик: пришлось штурмовать вверх по склону хорошо подготовленную (теми же немцами) оборону. Побившись четыре месяца головой о стенку, потеряв в сумме 150 тысяч солдат и никуда толком не продвинувшись - в конце концов решили, что надо заканчивать.
По итогам в Британии сменилось правительство, а Черчилля убрали из военно-морских министров.
А вопрос, собственно, такой:
Вообще-то длинный гористый полуостров соединен с материком узким и пологим перешейком, от которого до соседних берегов по 10 км, то есть на пределе дальности тогдашних гаубиц. Там, где залив Сарос/Ксерос (стрелочка от руки на картинке). Казалось бы, если где высаживать десант, так это именно там (причем никто его вроде как и не ждал) - мгновенно по ровной местности перерезать перешеек (там всего четыре километра), установить по обычным стандартам прочную оборону в обе стороны, организовать порт, протянуть поперек ж/д ветку, перекинуть по ветке на Мраморное море для начала бригаду торпедных катеров, которые уже наведут немалого шороху, поставить на внутренней стороне тяжелые батареи, частично перестреливающие Мраморное море и исключающие турецкое нападение - и начать деловито рыть канал для тяжелых кораблей. Что-то подозреваю, что после пары неудачных попыток ликвидировать этот плацдарм турки бы попросту сдались, не дожидаясь окончания канала и выхода британского флота в Мраморное море.
Причем, казалось бы, все это совершенно очевидно - почему никто даже не попробовал? Панамский канал тогда же строился со скоростью 8 км/год, тут явно можно было бы намного быстрее, поскольку он одноразовый. К осени 1915 бы закончили.