Andrei A. (filin) wrote,
Andrei A.
filin

  • Mood:

философическое

Славный С.К. рассказал в фейсбуке про любопытную историю с философией:
https://slon.ru/posts/57737 (русский перевод, только по подписке)
http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2015/10/how-david-hume-helped-me-solve-my-midlife-crisis/403195/ (оригинал, бесплатно)

одна американская дама, психолог/философ, профессор в Беркли, куча престижных публикаций, миллионные гранты - к пятидесяти годам впервые в жизни впала в возрастной/экзистенциальный/творческий кризис и сильно тому удивилась. Естественно, заинтересовалась буддизмом. И по ходу буддистских штудий у нее возник любопытный вопрос: а не был ли часом славный философ Давид Юм, логически доказавший нереальность всего сущего, знаком с буддизмом, который вроде как утверждает то же самое?

Учитывая, что Юм писал свой трактат в 1735 году, поверить в это трудно. Но можно. (с)

Дальше начинается классический историко-архивный детектив. Выяснилось, что как минимум один европейский интеллектуал, некто Ипполито Дезидери - иезуит, естественно - таки побывал в Тибете в составе католической миссии в 1712 году, причем добрался до Лхасы, причем пять лет обучался там буддизму, причем вернулся живым, причем составил обо всем этом обширный трактат. (Когда он объявил местному правителю, что намерен склонить его страну к христианству, тот предложил ему пройти стандартный курс буддизма, а затем в понятных буддистам терминах доказать им, что христианство лучше - и тогда, разумеется, все они согласятся креститься. Дезидери без колебаний согласился.) С крещением не вышло, поскольку началась война и Лхасу захватили враги, пришлось бежать, а трактат ватиканское начальство, естественно, засекретило. Однако в иезуитском спецхране он вполне себе имелся.

Так вот, свой собственный трактат Юм писал в небольшом французском городке ла-Флеш, где как раз имелся иезуитский колледж с большой библиотекой и продвинутым контингентом. В библиотеке он активно работал, а с профессорами активно общался. "Э!" - подумала американская профессор. И - воистину "Э!" - Дезидери, в 1727 году возвращаясь в Рим через Францию, действительно провел три дня в этом самом колледже. Правда, за восемь лет до Юма.

Пора было поднимать ватиканские архивы. Подняли, и оказалось, что один из иезуитов этого самого колледжа, некто отец Долу, которого с уважением упоминал Дезидери, сам побывал с миссией в буддистских краях! Только в Сиаме, в 1687 году. Сиамскому королю они привезли в подарок от Людовика XIV четырехметровый телескоп. Уже через год их оттуда вышибли вместе с телескопом, и пришлось бежать в Индию, в Пондишерри, где они миссионерствовали еще несколько лет.

Во времена Юма ему было уже 80 лет, но общаться они вполне могли.

В процессе всех этих изысканий дама оклемалась от кризиса и счастливо вышла замуж за отца-основателя студии "Пиксар".

Вот, собственно, и все.

Теперь комментарии:

Во-первых, собственно, ничего не доказано, кроме наличия некоторой возможности - неизвестно даже о наличии буддистских материалов в тогдашней библиотеке колледжа. И если Юм и беседовал с отцом Долу - совершенно не факт, что тот подробно рассказывал о своей экспедиции сорокапятилетней давности; с ним в жизни много всякого другого произошло.

Во-вторых, сам Юм, будучи джентльменом, не мог не указать на свои источники - а это, по его словам, Декарт, Мальбранш и Бейль, но никаких восточных монахов. Имхо, это закрывает тему ;-)

В третьих, дама - профессор по философии в Беркли, черт побери! - демонстрирует редкую философскую невинность. Скажем, о том, что иезуиты вообще-то были первоклассными интеллектуалами и учеными, она узнала только от коллеги по ходу дела. (Об Атанасии Кирхере она тоже не слышала?)

А семейка у нее та еще: один родной брат - колумнист "Нью-Йоркера", другой - арт-критик "Ньюсвика." Самые сливки ;-)
Subscribe

  • научное

    "Как обычно, сначала все время считается, что эпсилон много меньше единицы, а в финале заявляется, что если в полученный только что ответ подставить…

  • кросскультурное

    "Англичане, занимая ту или иную область [Ирландии], всех ремесленников, мастеровых, а также крестьян собирали в колонны и гнали на свои земли,…

  • хорошее

    "Мы живём в очень специальное время, когда в овечьих шкурах в принципе не ходит никто, кроме волков. И наоборот: агнцы в наше время вынуждены иметь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments