Andrei A. (filin) wrote,
Andrei A.
filin

  • Mood:

кайзеровско-королевское

А вот как организовывались торжества в честь всего лишь 50-летия царствования Франца-Иосифа, в 1898 году, за целых 20 лет до музилевского несостоявшегося юбилея. Так же и организовывались:
http://polit.ru/article/2015/10/24/austria/

В декабре 1897 года двор предложил нескольким патриотически настроенным драматургам подготовить сценарий юбилейного спектакля. Все предложения должны были соответствовать базовым указаниям [наследника] Франца Фердинанда [того самого]. Ведомству главного церемониймейстера предстояло «подготовить патриотическую пьесу, созвучную великому событию, в которой силами дворцового театра, столичной оперы и столичного балета должны быть представлены сцены из прошлого высочайшего императорского дома». Постановка должна была длиться два часа, сочетая диалоги, танцы и «живые картины». Но Густав Малер, директор дворцовой оперы, Пауль Шлентер, директор дворцового театра, и Август Фрайхер Плаппарт фон Леенхер, главный интендант дворцовых театров, были разочарованы предложениями, представленными им в конце января 1898 года. Хотя «патриотизм» сценариев вопросов не вызывал, ни в одном из них не удалось в должной мере подчеркнуть значимость величайших моментов истории Габсбургов или предложить такие сцены, которые могли бы в полном объеме раскрыть славный путь Австро-Венгрии.

После этого двор и правительственные чиновники принялись напрямую вмешиваться в творческие аспекты подготовки спектакля. На состоявшемся 22 марта 1898 года чрезвычайном совещании, в котором участвовали обергофмейстер Рудольф фон унд цу Лихтенштейн, гофмейстер князь Альфред Монтенуово, министр иностранных дел и императорского дома Агенор Голуховский, министр-президент Цислейтании Франц фон Тун унд Гогенштейн и главный интендант дворцовых театров Август Фрайхер Плаппарт фон Леенхер, обсуждалась ситуация с подготовкой юбилейного спектакля. Состав участников говорит о том, какое значение придавалось этому событию. Высоким сановникам предстояло оценить список величайших эпизодов «австрийской государственной истории» и «истории дома Габсбургов», который составили Плаппарт и Александр фон Хельферт, видный писатель-патриот. На основании этих эпизодов предполагалось поставить «живые картины», интегрируемые в театральную постановку.

Согласно протоколу встречи, Тун руководил «живой дискуссией» о смысле каждого эпизода. Тщательно взвесив «политические и прочие соображения» и сопоставив их с «современными тенденциями», комитет отобрал несколько сцен «наибольшей важности». По настоянию Туна комитет счел неприемлемыми любые упоминания предшественника Франца Иосифа (императора Фердинанда), революции 1848 года и современных событий. Министр иностранных дел и консервативный польский магнат Голуховский отверг сцену, в которой Иосиф II шел за плугом, убедив коллег заменить ее менее радикальным появлением этого императора вместе с Марией Терезией, его матерью. Он также предложил включить в список сцену, посвященную Венскому конгрессу -- «событию всемирно-исторического значения», позволившему Австрии «стать политическим центром Европы и даже всей планеты» и положившему начало «эпохе мира».

Поскольку Плаппарт основывал свои суждения на артистических критериях, Голуховский пытался представить монархию в качестве великой консервативной державы, а Тун всеми силами старался не потревожить национального вопроса, комитету удалось согласовать лишь церемонию открытия и еще шесть картин. Среди выбранных сцен, содержавших, по мнению комитета, нужный заряд имперского патриотизма, оказались следующие эпизоды: 1) 1282 год, дарование императором Священной Римской империи Рудольфом фон Габсбургом австрийских земель своим сыновьям; 2) 1515 год, двойное бракосочетание внуков Максимилиана I в венском соборе Святого Стефана; 3) 1683 год, вторая осада Вены; 4) Прагматическая санкция; 5) Мария Терезия и Иосиф II; 6) Франц I и Венский конгресс.
Subscribe

  • эпидемиологическое

    Похоже, что посредством ношения масок, в полном соответствии с теорией, успешно задавили традиционную зимнюю вспышку гриппа - пишут, что нигде в…

  • городское

    Пришло в голову, что с правильной вертикалью посредине Лубянка/Дзержинка будет одной из красивейших площадей такого типа в Европе, вполне…

  • киношное

    Из пробелов образования посмотрели наконец "Бабетта идет на войну" 1958 года - про то, как блондиночка-провинциалочка Бриджит Бардо, с некоторой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments