http://polit.ru/article/2015/10/24/austria/
В декабре 1897 года двор предложил нескольким патриотически настроенным драматургам подготовить сценарий юбилейного спектакля. Все предложения должны были соответствовать базовым указаниям [наследника] Франца Фердинанда [того самого]. Ведомству главного церемониймейстера предстояло «подготовить патриотическую пьесу, созвучную великому событию, в которой силами дворцового театра, столичной оперы и столичного балета должны быть представлены сцены из прошлого высочайшего императорского дома». Постановка должна была длиться два часа, сочетая диалоги, танцы и «живые картины». Но Густав Малер, директор дворцовой оперы, Пауль Шлентер, директор дворцового театра, и Август Фрайхер Плаппарт фон Леенхер, главный интендант дворцовых театров, были разочарованы предложениями, представленными им в конце января 1898 года. Хотя «патриотизм» сценариев вопросов не вызывал, ни в одном из них не удалось в должной мере подчеркнуть значимость величайших моментов истории Габсбургов или предложить такие сцены, которые могли бы в полном объеме раскрыть славный путь Австро-Венгрии.
После этого двор и правительственные чиновники принялись напрямую вмешиваться в творческие аспекты подготовки спектакля. На состоявшемся 22 марта 1898 года чрезвычайном совещании, в котором участвовали обергофмейстер Рудольф фон унд цу Лихтенштейн, гофмейстер князь Альфред Монтенуово, министр иностранных дел и императорского дома Агенор Голуховский, министр-президент Цислейтании Франц фон Тун унд Гогенштейн и главный интендант дворцовых театров Август Фрайхер Плаппарт фон Леенхер, обсуждалась ситуация с подготовкой юбилейного спектакля. Состав участников говорит о том, какое значение придавалось этому событию. Высоким сановникам предстояло оценить список величайших эпизодов «австрийской государственной истории» и «истории дома Габсбургов», который составили Плаппарт и Александр фон Хельферт, видный писатель-патриот. На основании этих эпизодов предполагалось поставить «живые картины», интегрируемые в театральную постановку.
Согласно протоколу встречи, Тун руководил «живой дискуссией» о смысле каждого эпизода. Тщательно взвесив «политические и прочие соображения» и сопоставив их с «современными тенденциями», комитет отобрал несколько сцен «наибольшей важности». По настоянию Туна комитет счел неприемлемыми любые упоминания предшественника Франца Иосифа (императора Фердинанда), революции 1848 года и современных событий. Министр иностранных дел и консервативный польский магнат Голуховский отверг сцену, в которой Иосиф II шел за плугом, убедив коллег заменить ее менее радикальным появлением этого императора вместе с Марией Терезией, его матерью. Он также предложил включить в список сцену, посвященную Венскому конгрессу -- «событию всемирно-исторического значения», позволившему Австрии «стать политическим центром Европы и даже всей планеты» и положившему начало «эпохе мира».
Поскольку Плаппарт основывал свои суждения на артистических критериях, Голуховский пытался представить монархию в качестве великой консервативной державы, а Тун всеми силами старался не потревожить национального вопроса, комитету удалось согласовать лишь церемонию открытия и еще шесть картин. Среди выбранных сцен, содержавших, по мнению комитета, нужный заряд имперского патриотизма, оказались следующие эпизоды: 1) 1282 год, дарование императором Священной Римской империи Рудольфом фон Габсбургом австрийских земель своим сыновьям; 2) 1515 год, двойное бракосочетание внуков Максимилиана I в венском соборе Святого Стефана; 3) 1683 год, вторая осада Вены; 4) Прагматическая санкция; 5) Мария Терезия и Иосиф II; 6) Франц I и Венский конгресс.