"В прошлом году мы с группой коллег взялись за исследование военно-технического сотрудничества в годы Первой мировой войны. Тут надо пояснить для тех, кто не в курсе, что сам термин "военно-техническое сотрудничество" является российским изобретением и в зарубежной литературе практически не встречается. Применительно к Первой мировой войне он подразумевает, в первую очередь, торговлю оружием и военными технологиями, а также совместную разработку военной техники.
На мою долю, как легко можно догадаться, выпало военно-техническое сотрудничество между Австро-Венгрией и Германией. Принимаясь за работу, я был уверен, что мне сейчас предстоит познакомиться с массивом имеющейся исследовательской литературы на немецком языке. Ведь Первая мировая, особенно ее военные и экономические аспекты, изучена в Германии и Австрии, что называется, до винтиков.
Так я считал.
Как жестоко я ошибался!
Просматривая различные публикации по смежным темам, я все более отчетливо понимал, что за почти сто лет по моей теме никто ничего не написал. Вообще. Информацию приходилось собирать по крупицам, по мелким осколкам. Более или менее отчетливое представление о происходившем в этой сфере у меня появилось только после работы в архиве в Вене. Правда, это все равно напоминало реконструкцию динозавра по нескольким косточкам. Но австрийские архивы и их особенности - отдельная тема, и я об этом напишу как-нибудь в другой раз.
В чем же проблема? Почему процессы торговли оружием и военными технологиями были обойдены вниманием исследователей? А именно потому, что напрямую так вопрос никто не ставил. Изучали военное взаимодействие - и здесь на первом плане были совместные операции двух армий. Изучали экономическое сотрудничество - и тут темой номер один оказывались сырьевые поставки. А то, что находилось на стыке этих двух больших блоков, оказалось в тени. И пока исследовательский вопрос не был соответствующим образом сформулирован, на поверхности не появилось."