Andrei A. (filin) wrote,
Andrei A.
filin

Categories:
  • Mood:

кросскультурное

Исключительная прелесть (спасибо i_shmael):

Рифа'а Рафи' ат-Тахтави, "Драгоценный диван сведений о Париже", М. Наука 2009, "ЛитПамятники."
("Диван"="любое собрание", включает и справочник, и парламент.)

В 1826 году правитель Египта Мухаммад Али (номинально вассал турецкого султана, на деле самодержавный монарх) отправил в страну франков группу молодых специалистов для перенимания франкских познаний и умений (привет Петру I, да.) Тахтави был, на наши деньги, капелланом этой группы: 25 лет, выпускник с отличием главного мусульманского университета ал-Азхар (на наши деньги - блестящий молодой кандидат наук разом по филологии и юриспруденции), эрудит и умница, естественно, поэт и вообще средоточие всяческих достоинств.

В Европе внимательно смотрел по сторонам, все читал, всех про все спрашивал, и очень много чего понял, ничуть при этом не усомнившись в мусульманской вере. Свежий взгляд целиком из "той" цивилизации - в Марселе он первый раз увидел столы, стулья и кровати.

Скажем, он очень внятно обсуждает координаты и проблему долготы (с математикой у него тоже все в порядке), объясняет, что нулевой меридиан можно провести где угодно, французы проводят через Париж, а англичане через Гринвич, констатирует нелепость этого разнобоя и предлагает на будущее раз навсегда для всего человечества провести его через Мекку, потому что через что ж еще.

Мимоходом обозревает достижения местной медицины с особым упором на месмеровский магнетизм :-) Восхищается водопроводом и канализацией и рекомендует заимствовать их в первую очередь.

В первые же дни пребывания заметил газеты и всячески одобрил.

Почти каждую главку заканчивает изящными и благопристойными стихами.

Исключительно терпим, прям будто и не мусульманин. По поводу одежды европейских женщин объясняет, что открытые лица и волосы с добродетелью вообще никак не связаны, это просто местные обычаи такие. Внятно объясняет, что такое театр (как известно, у арабов самого такого понятия нету) и отдельно - особенности главных парижских театров.

Застал революцию 1830 года и комментирует ее примерно так: если новый султан Шарль настолько нечестен и неразумен, что открыто нарушает свои обязательства, то нет ничего странного в том, что его свергли. Разделение властей его тоже ничуть не шокировало, см. ниже.

Вернувшись, стал главой центра переводов европейских материалов и идеологом вестернизации Египта, издавал главную арабо- (и тюрко-) язычную газету. Иногда попадал в опалу, но в целом процветал. Умер в 1873 в почете.

Upd. Вы будете смеяться - он еще и перевел фенелоновскую "Тилемахиду"!

То, что отличает франков от других христиан, это их любовь к внешней чистоте. Насколько грязными и нечистоплотными сотворил Великий Аллах египетских коптов, настолько приверженными к чистоте, даже в открытом море, сделал он франков. А ведь чистота - признак истинной веры, которой у них нет и в помине! Вместе с тем у французов удивительная чистота по сравнению с нашей страной, хотя сами они не причисляют себя к особо чистоплотным нациям. Благодаря своей чистоте Париж свободен от насекомых, тем более ядовитых. Неслыханное дело, чтобы кого-то из живущих в нем укусил скорпион.

Согласно их правилам, приезжающих из других стран, прежде чем допустить в город, содержат в карантине. Вспомним здесь, что говорилось о "карантине" улемами Магриба. Имела место полемика между ученейшим шейхом Мухаммадом ал-Мана'и ат-Туниси, маликитом, и муфтием ханифитов ученейшим шейхом Мухаммадом Байрамом. Спор шел о дозволенности или запретности карантина. Первый настаивал на запретности, второй - на дозволенности и даже обязательности и написал на эту тему трактат, в котором доказывает свою правоту ссылками на Коран и Сунну. Первый тоже написал трактат, в котором обосновывал запретность карантина тем, что это попытка избежать предначертанного.

Первым наше внимание привлекло огромное кафе, в которое мы и вошли. Обстановка и убранство его великолепны. Хозяйка сидит за высокой стойкой. Перед ней чернильница, перья и тетрадь. В специальном помещении, отделенном от зала для посетителей, варят кофе, который приносят в зал официанты. Посетители сидят на стульях, обитых цветной материей. Столы сделаны из дорогого красного дерева и покрыты мраморными досками, черными или разноцветными. В этом кафе продают всевозможные напитки и печенья. Посетитель делает заказ официанту, тот передает его хозяйке, и она приказывает принести требуемое. Записывает заказ в свою тетрадь и, когда посетитель хочет расплатиться, передает ему с официантом листок бумаги с написанной на нем ценой. Обычно вместе с кофе посетителю приносят сахар, чтобы он сам положил его в кофе, размешал и выпил. Мы так и сделали, как у них принято. Кофейная чашка у них большая, примерно четыре египетских чашечки. В кафе имеются также листки сегодняшних новостей.

Знай, что едущие из Марселя в Париж нанимают дилижанс или покупают место в нем. Питаются же либо из своих запасов, либо доплачивают определенную сумму за питание во время пути. Движение продолжается днем и ночью с остановками только для еды и других надобностей. В каждом селении вдоль дороги имеются места, где подают еду и напитки всех сортов. Помещения очень чистые и хорошо обставленные. Есть и постели для сна с прекрасным бельем. Короче говоря, они оборудованы всем необходимым.

Знай, что французы называют этот город Пари, с персидским "п", которое произносится как среднее между арабскими "фа" и "ба", но пишут "Парис", хотя "син" не произносят. У французов принято некоторые буквы писать, но не произносить, особенно букву "син" в конце слов. В некоторых написанных мной стихах о Париже я писал его название через "син".

Знай, что парижане выделяются из многих христиан остротой ума, тонкостью понимания и умением прояснять неясное.

В характере французов интересоваться и увлекаться всеми новыми вещами и любовь к переменам. Особенно это касается одежды, они ее все время меняют. До сих пор у них не установились постоянные привычки в одежде. Не то чтобы они изменяли все платье полностью, но они разнообразят его.

Удивительно, что среди военных есть очень близкие по натуре к чистокровным арабам: своей храбростью, свидетельствующей о природной силе, и страстностью, ясно показывающей слабость ума. В военных стихах о любви они выказывают тот же темперамент, что и арабы.

К числу отвратительных относится их мнение, что их ученые и исследователи природы мудрее и проницательнее пророков. У них много подобных мерзких убеждений. Некоторые, например, отрицают предопределение и судьбу.

Французская литература неплоха. Однако в языке и в поэзии они следуют языческой традиции греков, которые обожествляли все прекрасное. Они говорят, например: бог красоты, бог любви, бог того, бог сего, и употребляют иногда выражения откровенно богохульные, хотя на самом деле они так не думают, и все это говорится в переносном смысле. В целом многие французские стихи совсем недурны.

На Сене в Париже шестнадцать мостов. Один из них называется мостом Ботанического сада, его длина - четыреста, а ширина тридцать семь шагов. Мост стоит на пяти красивых железных арках, опирающихся на обтесанные камни. Он строился пять лет, и на постройку было затрачено тридцать миллионов франков. Этот мост называется еще мостом Аустерлица, по названию места, где Наполеон победил королей Австрии и Москвы. Французы хранят память об этой победе и увековечили ее постройкой и наименованием моста. Протяженность Сены в Париже примерно два фарсаха, а ширина меняется. В месте, где находится упомянутый мост, она составляет сто шестьдесят шесть метров. Почвы в Париже двух видов: известковые и наносные, образуемые отложениями после подъема воды в Сене. Почва состоит из различных пластов. Первый пласт: растительный грунт, содержащий перегной и мелкий и крупный песок; второй: глинозем, смешанный с известняком и галькой; третий: кремнистый глинозем; четвертый: известковый глинозем с ракушечником; пятый: известняк, смешанный с ракушками; шестой: соленое море; седьмой: глина, похожая на ил; восьмой: мел и карбонизированный известняк. [Он еще и геолог! - Ф.]

Откинем же покров с устройства Французского государства и с главных его законов, чтобы удивительные порядки этого государства стали поучительным примером для желающих учиться. Мы уже говорили, что Париж - столица Франции и место пребывания короля Франции, его родственников и его семейства, носящего имя Бурбоны. Королем Франции может быть только член этой семьи. Власть в королевстве передается по наследству. Король живет во дворце Тюильри, и французы обычно называют французское правительство "кабинетом Тюильри", то есть диваном этого дворца или диваном короля. Главным правителем королевства является король. Затем следует собрание людей, именуемое "шамбр де пэр", то есть диван "пэров", первых советников короля. Далее следует диван посланников провинциий. Первый диван, диван пэров, заседает в Люксембургском дворце, а второй диван - во дворце Бурбон. Затем следует диван вазиров и их заместителей и далее - личный диван. Кроме этого существуют диван, именуемый тайным диваном короля, и государственный диван для консультаций. Таким образом, король Франции обладает всей полнотой власти в королевстве при условии согласия упомянутых диванов.

Членство в диване посланников провинций не является наследственным. В функции дивана входит проверка законов, политики, указов, принятие практических мер, обсуждение доходов и расходов государства и защита прав подданных в сфере налогов, пошлин и тому подобного во избежание несправедливости и произвола. Этот диван состоит из четырехсот двадцати восьми человек, назначаемых жителями провинций. Членом дивана может стать человек не моложе сорока лет, владеющий недвижимостью, ежегодный налог на которую составляет не менее тысячи франков.

Из сказанного тебе ясно, что король Франции не является абсолютным правителем и что французская политика строится на ограничительных законах, то есть король остается правителем при условии, что он действует в соответствии с законами, одобренными членами диванов. Диван пэров защищает короля, а диван посланцев провинций защищает подданных.

В городе Париже люди могут отдыхать в местах для еды, называемых "ресторатор", то есть "луканга". Там человек найдет все то же, что и дома, и даже больше: что он закажет, то ему и приносят. В некоторых "ресторатор" есть и комнаты с полной домашней обстановкой и даже с прекрасно застеленными кроватями для сна. В обычае французов есть из тарелок, похожих на персидские или китайские, а не из медных блюд. На стол перед каждым человеком кладут вилку, нож и ложку, вилка и ложка - из серебра. Считается неприличным и нечистоплотным есть руками. Перед человеком ставится также стакан, в который он наливает напиток из большой бутылки, стоящей на столе. И никто не должен покушаться на стакан другого. Сосуды для питья всегда из хрусталя или стекла. На столе также несколько маленьких стеклянных сосудов для соли, перца, горчицы и тому подобному. Одним словом, порядок застолья и правила поведения во время еды у них достойны восхищения.

Диван крупнейших ученых Парижа, и всей Франции, называется "Французская академия". В нее входят сорок ученых, каждый из которых носит звание "члена", то есть этот диван уподобляется организму, а ученые - членам этого организма. В большинстве своем члены этого дивана обладают огромными заслугами перед остальными французами.

Subscribe

  • звездное

    "...а республиканцы от демократов отличаются примерно как имперские штурмовики от сепаратистских дроидов." 🙂

  • геополитическое

    "Россия, растянувшись во всю ширину Северной Азии, владеет Сибирью, лучшей в мире колонией, так как колония эта, находясь в непосредственном и…

  • политэкономическое

    "В СССР жители окружающих Москву областей имели работу, но, поскольку обеспечение Москвы было лучше, мотались в Москву за колбасой. Сейчас эти тёмные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments