Ну все помнят: идет параллельный монтаж нелегкого дня музыканта И.С.Баха и нелегкого дня неназванного советского пролетария. Обоим приходится тяжело, семья-служба-бедность-болезни (пролетарию - немотивированно тяжелее, на него разом все навалилось, тогда как у Баха обычный день), но жизнь Баха протекает в постоянном прямом контакте с Богом, тогда как жизнь пролетария его принципиально лишена. Собственно, и все.
Теперь вопрос: чего в этой параллельности очевидно не хватает? Просто в глаза бросается задним числом?
Да понятно чего: Бах все время за работой - ночью заканчивал мессу, днем снова сочиняет, вечером за органом.
А пролетарий, по сюжету, тоже честно отработал свой рабочий день (в обед зайдя в профком на работе) - но об этом почему-то ни слова.
Так-то.
(Кстати, "бабка" с инсультом - кто она лигерою? Явно не мать и не теща, но и вряд ли настоящая бабушка, если герою, как и Баху, за сорок - а кто тогда? Или это действительно живущая с ними его родная бабушка - при, видимо, умерших родителях?)
(Еще кстати, о деньгах. Пол-литра в 1970 стоила еще 2.87, сыр и колбаса по 0.2кг вместе около рубля, валидол копеечный. То есть лиргерой поначалу ухнул на кутеж вовсе не всю выданную десятку, а рубля четыре. Вот позже вечером, конечно, улетело уже все.
Зарплата у него должна быть рублей 120.)
По образу и подобию или, как было написано на воротах Бухенвальда: Jedem das Seine - "Каждому - свое "
Начинается день и дневные дела,
Но треклятая месса уснуть не дала,
Ломит поясницу и ноет бок,
Бесконечной стиркой дом пропах... Но
- С добрым утром, Бах! - Говорит Бог,
- С добрыи утром, Бог! - Говорит Бах.
С добрым утром!..
...А над нами с утра, а над нами с утра,
Как кричит воронье на пожарище,
Голосят рупора, голосят рупора:
"С добрым утром, вставайте, товарищи!"
А потом, досыпая, мы едем в метро,
В электричке, в трамвае, в автобусе,
И орут, выворачивая нутро,
Рупора о победах и доблести.
И спросонья бывает такая пора,
Что готов я в припадке отчаянья
Посшибать рупора, посбивать рупора,
И услышать прекрасность молчания...
Под попреки жены, исхитрись-ка, изволь
Сочинить переход из це-дура в ха-моль!
От семейных ссор, от долгов и склок
Никуда не деться и дело - швах...
- Но не печалься, Бах, - говорит Бог.
- Да уж ладно, Бог, - говорит Бах.
Да уж ладно!..
...А у бабки инсульт, и хворает жена,
И того не хватает, и этого,
И лекарства нужны, и больница нужна,
Только место не светит покедова.
И меня в перерыв вызывают в местком,
Ходит зав по месткому присядкою,
Раз уж дело такое,то мы подмогнем,
Безвозвратною ссудим десяткою.
И кассир мне деньгу отслюнит по рублю,
Ухмыльнется улыбкой грабительской,
Я пол-литра куплю, валидолу куплю,
Двести сыра, и двести "Любительской"...
...А пронзительный ветер, предвестник зимы,
Дует в двери капеллы святого Фомы,
И поет орган, что всему итог -
Это вечный сон, это тлен и прах.
- Но не кощунствуй, Бах! - Говорит Бог.
- А ты дослушай, Бог, - говорит Бах.
Ты дослушай!..
...А у суки-соседки гулянка в соку,
Воют девки, хихикают хахали.
Я пол-литра открою, нарежу сырку,
Дам жене валидолу на сахаре,
И по первой налью, и налью по второй,
И сырку, и колбаски покушаю,
И о том, что я самый геройский герой,
Передачу охотно послушаю!
И трофейную трубку свою запалю,
Посмеюсь над мычащею бабкою,
И еще раз налью, и еще раз налью,
И к соседке схожу за добавкою!
...Он снимает камзол, он сдирает парик,
Дети шепчутся в детской: "Вернулся старик..."
Что ж - ему за сорок, немалый срок.
Синева, как пыль, - на его губах...
- Доброй ночи, Бах, - говорит Бог.
- Доброй ночи, Бог, - говорит Бах.
Доброй ночи!..
Декабрь 1970