http://www.expert.ru/columns/naulitsepravdy/20-02-2006/
плюс обсуждение на:
http://maxim-sokolov.livejournal.com/163441.html
А ведь это выражение - даже не полемический перехлест, а содержательный термин, адекватно описывающий суть нынешней призывной армии.
Кто есть нынешний солдат-призывник? Прежде всего - дешевый неквалифицированный обслуживающий персонал, подметать-копать-таскать, в лучшем случае строить-красить. Дисциплина и отношение к службе - хуже некуда, боевое оружие из них можно доверить только небольшой части, и то нежелательно. К мало-мальски сложной технике их нельзя подпускать ни в коем случае. Выпускать с территории части тоже нельзя, сбегут. Жизнь и здоровье их стоит недорого. И т.п.
Это кто, солдаты? Нет, конечно. Это четкое описание "легионных рабов".
Когда римские легионеры уже стали профессионалами, появилась естественная идея, что копать окопы и ставить палатки римскому воину западло. Поскольку делать это все равно кому-то надо, при легионе появился контингент рабов - самых обыкновенных римских рабов - для черной работы. Обычно их было числом примерно столько же, сколько и воинов. [По Дельбрюку; возможны нюансы.]
Ровно то же получилось и у нас. В армии имеется контингент воинов-граждан, квалифицированных оплачиваемых добровольцев, пользующихся [некоторым] уважением в обществе - но это только офицеры и унтер-офицеры. А также имеется контингент рабов, малоквалифицированного обслуживающего персонала - это принудительно призываемые т.н. "солдаты". Соотношение их примерно фифти-фифти, как и у римлян: из 1.2 миллиона военнослужащих - 400 тыс. офицеров и 200 тыс. прапорщиков.
Так что - таки да, рабство. В самом авторитетном античном варианте.