На самом деле, возможно, дело вот в чем. Россия XIX века по многим параметрам похожа не на Азию ни на какую, а на обычную колонию: неполноправное полудикое коренное население, "черные" + европейски образованные правящие круги, "белые". Сюда же и армия с "белыми" офицерами и "черными" рядовыми, типичная для той же Индии.
С тем, однако, отличием от классической колонии, что "белые" и "черные" все же принадлежат к одному народу и одной культуре. О чем часто забывают и столь же часто вспоминают.
В результате действительно получается двойственность, только совсем другая: то ли мы единый народ с едиными интересами, друзьями и врагами - то ли мы фатально разделены на правящих и управляемых, "белых" и "черных". То ли для солдата злейший враг, как и должно, неприятель - то ли вовсе собственный офицер. То ли наша фирма - единая структура с общими целями и интересами, то ли начальники дружно презирают подчиненных, а подчиненные дружно ненавидят начальников. И т.п.
Если присмотреться, то почти всякий местный начальник неосознанно склонен держать себя с подчиненным как дворянин с крепостным мужиком. Но, однако, не как белый сахиб с черным невольником: все сложнее. Присутствует разом и "очевидно, что он качественно ниже/выше меня по статусу" и "очевидно, что мы одной крови." См. галичевскую песню про "начальничка"
http://www.bard.ru/cgi-bin/listprint.cgi?id=16.86
Система эта, как ни странно, не лишена эффективности. Именно из-за этой двойственности, т.е. гибкости; способности (искренне!) мгновенно перестроиться от "население", "быдло" - к "братья и сестры!" В этот диапазон попадает и много хорошего, оказывающегося при этом органичным.
Вот так, вкратце :-)