БРИТАНСКАЯ ПОЛИТИКА ПОСЛЕДНИХ ДВАДЦАТИ ЛЕТ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: УБИЙСТВО ПРОФЕССИИ
Ричард Гомбрич (год - 1998, кажется - Ф.)
.....
С 1992 года все университеты конкурируют за фонды на равной основе; все должны следовать единым правилам и применять единые критерии. Официально все степени, где бы они ни присуждались, стали равноценны. Не думаю, чтобы хоть кто-нибудь в эту равноценность верил, но это одна из тех неправд, которые мы обязаны произносить. Почти удвоив в одночасье число университетских студентов, преподавателей и ректоров, правительство в принципе не в состоянии поддерживать прежний университетский уровень ни в одной из этих групп, но фактически запрещено говорить вслух, что король голый.
.....
В 1961 году пять процентов молодых британцев учились в высшей школе; в 1997 году – 34 процента, и заявленная цель правительства – поднять их долю до 50 процентов. За последние двадцать лет число студентов выросло более чем вдвое, при том что государственное финансирование на одного студента упало на 49 процентов и продолжает снижаться. Только за период с 1980 по 1997 год отношение числа студентов к числу преподавателей почти удвоилось – с 9:1 до 17:1.
В 1994-1995 годах затраты университетов на книги и периодические издания упали до менее чем полутора томов на одного студента в год. Что же касается преподавательского состава, то [...] только с 1980 года университетские оклады по сравнению со средним заработком работника нефизического труда снизились на 30%.
.....
Перед нашими естественниками выступал государственный секретарь по образованию [в правительстве Тэтчер - Ф.] сэр Кейт Джозеф, посетивший Оксфорд с неофициальным визитом. «Если вы хотите заниматься наукой, -- сказал он, -- мой вам совет – эмигрируйте».
.....
Через двадцать лет после прихода [радикальной рыночницы] Тэтчер к власти в британском высшем образовании нет свободного рынка по той простой причине, что университеты даже не имеют права назначать собственные цены.
.....
Я думаю, что специальность «менеджмент» -- единственная в Оксфорде, не испытывающая недостатка в финансировании. Трудно достать денег на экономику или социологию, гораздо легче -- для прикладной области вроде маркетинга; в результате сотрудник университета с большой вероятностью оказывается перед выбором: либо притворяться, что он занимается тем, чем он на самом деле не занимается, либо заниматься именно тем, за что ему платят, - т. е. он выбирает между обманом и проституцией.