Однако партия Баас (как правящая партия), вопреки положениям Хартии, по сути дела наметила линию на монополизацию власти. Колоссальное увеличение доходов от нефти позволило резко расширить не только государственный сектор, но и частное предпринимательство. Впервые в Ираке появились сотни владельцев миллионных состояний. Расслоение общества и превращение его в «олигархическо-капиталистическое» встретило резкую критику со стороны ИКП, руководители которой обвинили баасистов в отходе от принципов построения социалистического общества.
В августе 1976 года Саддам Хусейн (тогда заместитель председателя Совета революционного командования) «предостерег» коммунистов «от действиях по отношению к режиму». Однако коммунисты, наоборот, на мартовском (1978 г.) Пленуме ЦК приняли развернутое постановление, в котором подвергли резкой критике внутреннюю и внешнюю политику баасистского большинства. В ответ на это, не объявив официально о запрете компартии, правящий режим обрушился с репрессиями против ее членов. За короткое время был казнен 31 человек по обвинению в попытке создать в вооруженных силах коммунистическую организацию. Компартия, заявив о своей оппозиции правительству, перешла к нелегальным методам борьбы. Она призвала все оппозиционные силы объединиться в Национально-демократическом фронте, ставящем целью образование коалиционного правительства, которое положит конец репрессиям, восстановит в стране демократию, предоставит Иракскому Курдистану подлинную автономию.
В июле 1979 года, проанализировав сложившуюся ситуацию, ЦК ИКП принял развернутое постановление о «свержении диктаторского баасистского правления». Для осуществления этой цели партия избрала «вооруженную борьбу в качестве основного метода»
http://polit.ru/analytics/2008/08/06/iran.html